Взгляд в будущее
Стратегия X-Com сфокусирована на развитии в качестве мультиканального ИТ-реселлера и укреплении позиций в нише поставщика программно-аппаратных средств, решений и сервисов с добавленной интеллектуальной стоимостью.
Программа развития предусматривает диверсификацию и расширение каналов поставок, увеличение доли X-Com на ключевых рынках и развитие портфеля продуктов и услуг в соответствии с его требованиями, а также продолжение наращивания экспертизы по ключевым направлениям деятельности. В их числе: системная и проектная интеграция, квалифицированный сервис ИТ-, телеком и инфраструктурных решений, проектные поставки оборудования и ПО, функциональный аутсорсинг, повышение эффективности рабочих процессов, а также производство серверов, рабочих станций и ПК.
Знание рынка и индивидуальный подход к задачам заказчиков, дополненные широким набором финансовых инструментов, позволяют компании развивать качественный сервис продаж по привлекательным ценам. Компания продолжит курс на развитие компетенций, позволяющих ей создавать на базе информационных технологий эффективный самоокупаемый инструмент развития бизнеса.
В начале 90-х годов прошлого века в Московском Авиационном Институте встретились два студента, увлеченных проблемами прикладного применения систем обработки информации. По окончании института они продолжили развиваться в области программирования и практического использования вычислительных комплексов на предприятиях оборонной промышленности. Молодым людям стал очевиден потенциал развития информационных технологий в производстве и бизнесе, зарождающемся в новой России. Они решают создать компанию, специализирующуюся на поставках компьютеров, оргтехники и создании сетевых решений. Это были Игорь Роганков и Андрей Машенин, основавшие в 1994 году компанию X-Com. Компания начала развиваться, формировался пул постоянных партнеров и клиентов.
Последующие годы ознаменовались появлением знаковых технологических новинок. Компания Microsoft официально представила рынку революционную многозадачную графическую операционную систему Windows 95, корпорация Intel выпустила второе поколение процессора Pentium, а Netscape Communications – третью версию браузера Netscape Navigator. В России активное развитие малого предпринимательства стимулировало рост спроса на компьютерную и офисную технику. В то же время, постепенно перестают быть экзотикой домашние компьютеры и печатающие устройства. На этой волне в 1996 году молодые предприниматели принимают важное для развития компании решение о начале производства компьютеров под собственной торговой маркой.
Командная работа становится краеугольным камнем в успехе развития бизнеса. Персональные компьютеры постепенно трансформируются в рабочие места в группах. Эволюция парадигмы взаимодействия отдельных сотрудников и рабочих групп привела к развитию на предприятиях локальных вычислительных сетей. Одновременно развивается рынок систем обеспечения безопасности бизнеса (видеонаблюдение, пожарные и охранные сигнализации, комплексы активного пожаротушения и т.д.). В 1997 году для развития практики построения и развития данных решений в компании создан департамент инфраструктурных проектов, в состав которого вошли квалифицированные проектировщики, инженеры и технические специалисты. Штат X-Com расширяется, компания переезжает в новый комфортабельный офис.
В 1997-1999 годах на ИТ-рынок выходит ряд новых игроков, конкуренция обостряется. Требования заказчиков к оперативности отгрузки заказов растут. Скорость доставки становится одним из ключевых конкурентных преимуществ в проектных и тендерных поставках, однако действующие в то время почтовые сервисы не способны его обеспечить. Создание собственной транспортно-логистической службы позволило компании обеспечить доставку на следующий же день после оформления заказа. В начале 1998 года аналитики и эксперты предрекают возможность экономического кризиса. Руководство X-Com предпринимает ряд превентивных мер для минимизации его влияния на бизнес. В частности, расширение ассортиментной базы наиболее востребованных товарных позиций и складских площадей позволило компании сформировать необходимые ресурсы для преодоления последствий кризиса.
Во второй половине 2000-х активно развивается малый и средний бизнес, реализуются государственные инициативы, направленные на поддержку начинающих предпринимателей. Результаты этой работы не заставляют себя ждать: к 2007 году в России было зарегистрировано 1,14 млн. малых предприятий, что на 29% выше показателя 2000 г., а доля производимой ими продукции в ВВП страны составила 13,4%. Также развиваются предприятия тяжелой промышленности, авиа- и судостроения, оборонно-промышленного комплекса. Увеличивается доля предприятий, ведущих инновационную деятельность: к концу 2007 года их было уже более 3,4 тыс. Релевантно эволюционировала ИТ-отрасль. Корпоративные информационные системы методично усложняются, постепенно трансформируясь в ключевой инструмент развития бизнеса. Компании модернизируют инфраструктуры, постепенно избавляясь от недостатков «лоскутной автоматизации». Телекоммуникационные компании и сервис-провайдеры развивают продуктовые портфели и предлагают бизнесу инновационные услуги. Появляются первые коммерческие ЦОД, предлагающие услуги аренды вычислительных мощностей и приложения как сервис. X-Com выходит на новые вертикальные рынки, клиентская база компании пополняется промышленными предприятиями, организациями финансово-банковского сектора, розничной торговли и др. Реализуются первые государственные контракты. Растет потенциал ИТ-рынка Северо-Западного федерального округа, растет малый и средний бизнес. К этому времени X-Com сформировала рабочую модель развития и работы с заказчиками, которая могла быть реплицирована в региональную практику работы. Компания расширяет географию бизнеса и выходит на рынок данного региона. В 2006 году открывается полнофункциональный офис в Санкт-Петербурге, предоставляющий не отдельные ИТ-системы и сервисы, но полностью закрывающий потребности заказчиков в ИТ-инфраструктуре.
Стремительный рост проникновения Интернет по выделенным каналам связи повышает доступность и меняет его роль в жизни общества: сеть постепенно становится глобальной площадкой для культурной деятельности, общения и ведения бизнеса. Во всем мире активно развиваются Интернет-компании, в России зарождается рынок онлайн-торговли. Крупные оффлайн-реселлеры бытовой техники и электроники открывают торговые площадки в сети. Этот тренд не ускользает от внимания менеджеров X-Com, они решают попробовать свои силы в онлайн-продажах. В 2001 году открывается один из первых в стране Интернет-магазинов, специализирующийся на продаже ИТ-, телеком-оборудования и сопутствующей продукции. Его открытие положило начало развитию розничного канала продаж.
В первые годы нового тысячелетия экономика страны активно развивается. Этому способствует растущие цены природных ресурсов на международном рынке, повышение объемов их экспорта и приток зарубежных инвестиций. Расширяется внедрение цифровых технологий в бизнесе. Корпоративные информационные системы усложняются и требуют квалифицированной поддержки. Бизнесу становится очевидны преимущества передачи данного функционала на аутсорсинг специализированным сервисным компаниям, обладающим сертифицированными инженерами и опытом обслуживания разнородных программно-аппаратных комплексов. К этому времени в X-Com уже была отработана модель реализации ИТ-сервисов внутри компании, выявлены и устранены узкие места, описана типовая схема ее реализации. Руководство компании принимает решение реализовать эту модель на открытом рынке и в 2002 году создает службу технической поддержки клиентов – основу будущего департамента ИТ-аутсорсинга. Первыми клиентами нового направления бизнеса становятся компании 3Com и NetGear. Тогда же заключаются сервисные контракты с организациями малого и среднего бизнеса.
К концу 2007 года X-Com значительно расширила складские площади, что позволило ей сформировать значительные товарные запасы до кризиса и преодолеть его последствия без существенных потерь. После кризиса компании остро нуждаются в решениях и сервисах, позволяющих сократить стоимость владения и эксплуатации корпоративной ИТ-инфраструктуры. В ответ на этот запрос X-Com предлагает заказчикам услугу «Аутсорсинг печати» (Покопийное обслуживание), обеспечивающую существенное снижение расходов на эксплуатацию парка копировально-печатного оборудования, гарантию постоянной доступности сервисов печати и всесторонний контроль пользования ими. Сервис становится широко востребован крупными промышленными предприятиями, в том числе - компаниями Новатэк и ЯмалСПГ.
Кризис выявил ряд проблем корпоративного управления, характерных для многих российских компаний. Одна из наиболее критичных – низкая эффективность организации функциональных рабочих процессов. В 2009 году X-Com начинает осваивать практику управления бизнес-процессами и разрабатывает решение, позволяющее организациям получить стратегические преимущества и сократить операционные издержки за счет роста эффективности рабочих процессов, повышения утилизации исполнительного персонала и обеспечения прозрачного контроля статуса исполнения задач на всех этапах.
X-Com продолжает развиваться опережающими рынок темпами и в 2010 году впервые входит в ТОП-50 крупнейших ИТ-компаний России по версии рейтинга CNews Analytics. Войдя в ТОП-100 еще в начале 2000-х, последние годы компания прочно занимала 60-80-е позиции данного рейтинга.
В последующие годы компания продолжает планомерно развиваться, наращивать проектно-сервисные компетенции и осваивать новые рынки сбыта. Сложность выполняемых проектов растет, конкуренция на ИТ-рынке обостряется. В департаменте системной интеграции создается отдел presale-консалтинга, обеспечивший индивидуальный подход к задачам заказчиков. В 2015 году компания впервые входит в ТОП-30 крупнейших российских ИТ-компаний по версии ранкинга TAdviser.
К 25-летнему юбилею X-Com подошла мультиканальным ИТ-реселлером с диверсифицированным каналом продаж, реализующим качественный сервис поставок широчайшего спектра ИТ-оборудования, решений и услуг по привлекательным ценам.