Разработка мер по обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры
Заказчик
ГУП «Московский метрополитен», ГУП «Петербургский метрополитен», МП «Нижегородское метро», МУП «Метроэлектротранс» г. Волгограда, Ярославский электровозоремонтный завод.

Задача
Наряду с крупными операторами транспортных инфраструктур федерального уровня, такими, как ОАО «РЖД», в России действует множество организаций, эксплуатирующих станционные и путевые объекты различной протяженности. В отличие от крупных транспортных операторов, последние зачастую не обладают необходимой экспертизой знаниями и компетенциями в области безопасности на транспорте, в первую очередь потому, что эти вопросы лежат вне профиля их основной деятельности. Недостатки, выявленные в ходе проверок контролирующими органами, ведут к штрафным санкциям и предписаниям об их устранении. В случае не исправления нарушений, налагаются более серьезные санкции, вплоть до приостановки деятельности предприятия и даже уголовной ответственности.
Для обеспечения соответствия состояния объектов транспортной инфраструктуры требованиям действующего законодательства и нормативно правовых актов ряд эксплуатирующих предприятий обратился в X-Com для оценки их уязвимости и разработки рекомендаций по устранению выявленных недостатков. Подрядчиком проекта компания была выбрана как член Ассоциации «Транспортная безопасность», уполномоченный проводить работы, непосредственно связанных с обеспечением ТБ, утвержденных Правительством РФ (Распоряжение от 5 ноября 2009 г. №1653-р).
Решение
Компания X-Com оценила уязвимость и разработала перечень мероприятий, необходимых для обеспечения ТБ для 151 объекта транспортной инфраструктуры ГУП «Московский метрополитен», для 67 объектов транспортной инфраструктуры ГУП «Петербургский метрополитен», а также для шести объектов транспортной инфраструктуры МУП «Метроэлектротранс» г. Волгограда. Также были проведены работы по оценке уязвимости подъездных путей Ярославского электровозоремонтного завода, и восьми объектов транспортной инфраструктуры МУП «Метроэлектротранс» г. Волгограда.
В ходе проекта проведено изучение технических и технологических характеристик объектов, организации их эксплуатации; защитных меры, принятых на объектах; способов реализации потенциальных угроз.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры включает в себя ряд этапов:
- Анализ технических и технологических характеристик объекта, а также организации его эксплуатации.
- Оценка защитных мер, действующих на объекте.
- Изучение способов реализации потенциальных угроз.
На заключительном этапе формулируется комплекс рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопаности.
В основе всех работ по обеспечению ТБ и оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры лежал комплекс нормативно-правовых актов, среди которых Федеральный закон ФЗ-16 «О ТБ»; «План обеспечения ТБ ОТИ (объекта транспортной инфраструктуры)», разработанный Федеральным агентством железнодорожного транспорта («Росжелдор»); Приказ Минтранса России от 12.04.2010 № 87 «Об утверждении порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспорта», а также ряд других документов, в том числе судебная практика.
Результат
По результатам проведенных работ был сформулирован комплекс рекомендаций субъектам транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мероприятий по обеспечению транспортной безопасности. Все проекты были реализованы в срок и получили высокую оценку заказчиков.